Составитель: М.В. Гричик
преподаватель высшей категории музыкально-теоретичеких дисциплин
музыкального отделения детской школы искусств с.Сюмси
Содержание
I.Пояснительная записка
II.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
III.Учебный план
IY.График образовательного процесса
Y.Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой
аттестации, результатов освоения обучающимися образовательной программы в области
музыкального искусства
YI.Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности
школы
YII.Требования к условиям реализации программы
ПРИЛОЖЕНИЕ. Программы учебных предметов
Основы музыкального исполнительства
Хоровое пение
Слушание музыки
Основы музыкальной грамоты
Народная художественная культура
Ритмика
1. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Конституцией РФ,
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008), «Санитарно - эпидемиологическим
требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14, Уставом МБОУ
ДО «Сюмсинская детская школа искусств», «Положение о дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе».
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа в области искусства «Основы музыкального искусства» (фортепиано, баян,
аккордеон) (далее ОП) имеет художественную направленность, которая является
стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения
и предполагает всестороннее развитие детей. В основе актуальности образовательного
процесса в данной образовательной программе положена концепция развивающего
обучения в музыкальном направлении, согласно которой работа над приобретением и
совершенствованием творческих навыков и умений находится в неразрывной связи с
всесторонним универсальным развитием личности ученика, расширением его
художественного и общекультурного кругозора.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа «Основы
музыкального исполнительства» предназначена для занятий с учащимися от 6,5 лет и
старше и рассчитана на четырёхлетний срок обучения.
Условия приёма детей не
ограничен, принимаются все желающие.
Новизна программы состоит в том, что применяются новые практики с учётом
лучших традиций музыкального классического образования.
Актуальность программы направлена на художественно-эстетическое развитие
личности учащегося, развивает образное мышление, восприятия музыки и
художественный вкус.
Педагогическая целесообразность: программа находится в непосредственной
связи с другими областями искусства, такими как театр, хореография, изобразительная
деятельность, занимает важное место в системе обучения детей. Программа является
базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и
истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в
области искусства.
Специфика программы состоит в том, что главным в нем является живое восприятие
и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над дидактическими. Данная
программа компенсирует недостаток музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное
воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной
культуры обучающихся, как части их духовной культуры.
Программа позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные
впечатления и способность выразить их словами, что в конечном итоге способствует
духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
Программа ориентирована в большей степени на музыкальное и интеллектуальное
развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов., данная
программа даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству с начального
этапа обучения, способствует формированию музыкального вкуса и культуры
эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося,
накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного
лексикона обучающихся.
Цель
программы – создание образовательной системы, способной
благотворно воздействовать на формирование духовно-нравственной и эмоциональной
сферы ребёнка, на развитие эстетического вкуса и творческого потенциала, формирующий
интерес к различным видам искусства и позволяющей овладеть практическими навыками
художественно-творческой деятельности.
Практическое достижение поставленной цели возможно при решении
следующих задач:
Образовательные:
содействовать формированию на разностороннее развитие ребёнка,
раскрытие его творческих возможностей, способностей;
создать условия для накопления учащимися определенных знаний,
умений, навыков;
Развивающие:
развить музыкальные способности учащихся;
развить речь, образное мышление, фантазию;
развить мелкую моторику рук и пальцев;
стимулировать
развитие
образного
мышления,
воображения,
эмоционального восприятия музыки; культуры чувств;
Воспитательные:
воспитать творческий подход ребёнка к любому заданию данного
предмета;
воспитать музыкальный и художественный вкус, эстетическую
направленность;
содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности,
формированию культуры общения;
создание ситуаций для творческой самореализации ребенка, на
раскрытие творческого потенциала учащихся;
способствовать воспитанию творческой личности.
воспитать чувство товарищество, чувство личной ответственности;
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим.
Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются
следующие педагогические принципы:
- индивидуальный подход к каждому ребенку; признание его уникальности и
самоценности;
- систематичность и планомерность работы в классе и дома;
- поощрение творческой инициативы, признание его права на самореализацию;
- личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированная на его интересы.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы 4 года, 6 часов в неделю. Всего 810 часов.
Форма и режим занятий
Реализация программы проводится в форме индивидуальных, мелкогрупповых занятий
численностью от 4 до 10 человек.
Длительность занятия в 1- ом классе составляет 30 минут, во 2-ом и 3-ем – 40 минут.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, 2-4 классе – 34
учебные недели.
Занятия проходят согласно расписания. Обучение очное.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративные;
поисково-творческие;
игровые.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости применяются контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты,
прослушивания, технические зачеты. Выбор той или иной формы контроля зависит от
специфики изучаемого предмета и отражается в программах по каждой учебной
дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, в
виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ,
письменных работ и устных опросов.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании..
Итоговая аттестация проводится по следующим дисциплинам учебного плана:
1) основы музыкального исполнительства;
2) слушание музыки;
3) основы музыкальной грамоты;
4) народная художественная культура.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо",
"удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- первичные знания о музыкальных жанрах;
- знание основ музыкальной грамоты;
- достаточный уровень владения музыкальным инструментом.
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
дополнительнойобщеразвивающейобщеобразовательной программы в
области музыкального искусства
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися
следующих знаний и умений:
В области исполнительской подготовки:
- навыки исполнения музыкальных произведений(сольное исполнение, коллективное
исполнение);
- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров;
- навыки публичных выступлений;
- навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации;
В области историко-теоретической подготовки:
- первичные знания о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знание лучших образцов мировой музыкальной литературы (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
- знание основ музыкальной грамоты;
- знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- знание народной культуры родного края.
III. Учебный план
№
Наименование
предметной
области/учебного
предметы
Годы обучения (классы), количество аудиторных
часов в неделю
I
II
III
IY
Промежуточная
и итоговая
аттестация
1.
Учебные предметы
исполнительской
подготовки
3
3
3
3
1.1
Основы музыкального
исполнительства
2
2
2
2
1.2
Хоровое пение
1
1
1
1
2.
Учебные предметы
историкотеоретической
подготовки:
2
2
2
2
2.1
Слушание музыки
1
1
1
-
III
2.2
Основы музыкальной
грамоты
1
1
1
1
IY
2.3
Народная
художественная
культура
-
-
-
1
IY
3.
Учебный предмет по
выбору:
1
1
1
1
3.1
ритмика
1
1
1
1
всего
6
6
6
6
I,II,III,IY
Примечание к учебному плану.
1. При реализации образовательной программы устанавливаются следующие виды
учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек ( по ансамблевым дисциплинам – от 2-х
человек); индивидуальные занятия.
2. При реализации учебного предмета «Хоровое пение» могут одновременно
заниматься обучающиеся по другим образовательным программам в области
музыкального искусства.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам за
весь период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного
общего образования. По учебным предметам объём самостоятельной нагрузки
обучающихся планируется следующим образом:
«Основы музыкального исполнительства» - 2 часа в неделю
«Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю
«Народная художественная культура» - 0,5 часа в неделю
«Основы музыкальной грамоты» - 1 час в неделю
4. Аудиторные часы для концертмейстера по учебному предмету «Хоровое пение»
предусматриваются в объёме 100% аудиторного времени.
IV. График образовательного процесса
срок обучения 4 года
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Всего
Январь
Каникулы
Декабрь
Итоговая аттестация
Ноябрь
Резерв учебного времени
Октябрь
Промежуточная аттестация
Сентябрь
Аудиторные занятия
Классы
Сводные данные по бюджету
времени в неделю
=
р
э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
32
1
1
-
18
52
=
=
р
э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
-
17
52
=
=
=
р
э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
-
17
52
=
=
=
р
III
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1-
17
52
131
4
1
69
139
1
=
=
=
2
=
=
3
=
4
=
=
ИТОГО
Обозначения:
Аудиторные
занятия
Резерв учебного времени
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
р
э
III
Каникулы
=
3
Y. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и
итоговой аттестации.
Основная система оценивания знаний – пятибалльная система, которая
используется для выявления низкого, среднего и высокого уровней подготовки учащихся.
Данная система оценивания не ограничивается только проверкой уровня знаний, умений,
навыков, она ставит более важную социальную задачу развития у учащихся умения
самостоятельно проверять и контролировать себя, критически оценивать свою
деятельность.
Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в
соответствующих практических формах деятельности:
Опрос по пройденному материалу;
Контрольные уроки;
Тестирования;
Зачёты, академические концерты
Отчётные концерты;
Участие в фестивалях, конкурсах различного уровня, классных
концертах.
Названия предмета
1,2,3 годы обучения
4 год обучения
Основы
музыкального Академические
концерты(1- Итоговая аттестация
исполнительства
3кл.), технические зачёты (34кл).
Слушание музыки
Контрольные тестирования в
конце
каждой
четверти
(триместра)
3 год – итоговая контрольная
работа
Основы
музыкальной Контрольные уроки
Итоговая аттестация
грамоты
Народная
культура
Ритмика
художественная
Хоровое пение
Итоговое тестирование
Контрольные уроки
Сдача партий в течение всего
учебного года
Итоговая аттестация учащихся в 4 классе является необходимым
заключительным этапом образовательного процесса. Проведение итоговой аттестации
включает некоторые обязательные организационные моменты:
1. Преподавателями составляются экзаменационные требования, включающие
теоретические вопросы и практические задания; для исполнительских специальностей
составляется специальная программа выступления.
2. Для проведения аттестации создается комиссия, включающая директора
ДШИ и педагогов определенного профиля деятельности
3. Завершается аттестация тщательным
педагогическим анализом ее
результатов.
УП. Основы музыкального исполнительства.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях:
экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, на открытых концертах и
конкурсах.
1-3 класс – контрольный урок или зачёт в первом полугодии
1-3 класс – академический концерт во втором полугодии
4 класс – выпускной экзамен во втором полугодии
В первом классе ученик должен исполнить в первом и во втором полугодии по 2-3
разнохарактерных произведения.
На академических концертах (1-3 класс), в течение учебного года, ученик должен
исполнить не менее 3-4 произведений по выбору педагога. Участие в прослушиваниях,
концертах, конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах.
На выпускной экзамен в 4 классе выносятся 3-4 произведения (2 -3 любых произведения и
ансамбль). В течение учебного года учащиеся выпускных классов выступают на
прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
В результате освоения предмета ученик должен
приобрести следующие знания: читать с листа и
транспонировать музыкальные произведения
разных жанров и форм в соответствии с
программой, использовать музыкальноисполнительские средства выразительности,
анализировать исполняемые произведения,
владеть различными видами техники
исполнительства, использовать художественно
оправданные технические приемы, применять
элементарные навыки репетиционно-концертной
работы в качестве солиста.
Формы:
1. Поурочные оценки за
самостоятельную работу
2.Контрольные уроки
3.Технические зачеты
4.Академические концерты
5.Прослушивания
6.Концертные выступления
Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в 7.Промежуточная аттестация
индивидуальных планах (личных карточках), где
фиксируется профессиональный рост ученика за 8.Итоговая аттестация (выпускной
весь период обучения. Грамоты, дипломы экзамен)
конкурсов, сведения по концертной деятельности и
др. также перечисляются в индивидуальных планах.
Методы:
1.Обсуждениевыступления
2.Выставление оценок
3.Награждение грамотами,
дипломами, благодарственными
письмами
Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)»
включает в себя:
- текущий контроль успеваемости.
- промежуточную аттестацию
- итоговую аттестацию
Текущий контроль успеваемости: проверка домашней (самостоятельной) работы,
прослушиваний, технических зачетов. Промежуточная аттестация проводится в виде
контрольных уроков, зачетов и экзаменов, зачетов, академические концертов, исполнения
концертных программ.
Оценки учащимся выставляются по окончании каждой четверти.
Итоговая аттестацияпроводится в форме выпускного экзамена.
Критерии выставления оценок на итоговой аттестации
«Отлично»:
- выступление может быть названо концертным;
-ученик владеет необходимой исполнительской техникой;
- присутствие музыкальной образности.
-в программе представлены произведения различных стилей достаточно высокого уровня
сложности.
- у ученика сформирован устойчивый интерес к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой.
«Хорошо»:
- владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;
-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений. «Удовлетворительно»:
- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая
динамика, ученик не владеет навыками педализации. Исполнение нестабильно.
«Неудовлетворительно»:
- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение
инструментом, отсутствие музыкальной образности.
УП. Слушание музыки.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости является систематичность
и учет индивидуальных особенностей
обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков на каждом уроке в условиях
непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном произведении;
- представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций,
письменные работы, таблицы, рисунки).
Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль
успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во
2,4,6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках
аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый
зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.
Требования к промежуточной аттестации
Класс Форма промежуточной аттестации/ Содержание
промежуточной
требования
аттестации
Итоговый
контрольный
урок
– Первоначальные
знания
и
1
обобщение пройденного понятийного и представления
о
некоторых
музыкального материала.
музыкальных явлениях:
Наличие первоначальных знаний и элементы
музыкальной
речи,
представлений
о
средствах первичные
музыкальные
жанры,
2
3
выразительности,
музыкальных
жанрах.
Наличие умений и навыков:
- слуховое восприятие элементов
музыкальной речи;
- умение передавать свое впечатление в
словесной характеристике;
- воспроизведение в жестах, пластике
ярких деталей музыкальной речи
(невербальные
формы
выражения
собственных впечатлений)
Итоговый контрольный урок.
Наличие первоначальных знаний и
музыкально-слуховых представлений
об особенностях музыкально-образного
содержания; о музыкальных жанрах,
инструментах
симфонического,
народного, духового оркестра.
Наличие умений и навыков:
-умение охарактеризовать некоторые
стороны
образного
содержания
музыки;
-умение работать с графическими
моделями,
отражающими
детали
музыкального развития в незнакомых
произведениях.
Итоговый контрольный урок (зачет).
Наличие первоначальных знаний и
музыкально-слуховых представлений о
выразительных
средствах
музыкального
развития,
жанрах
инструментальной
и
вокальной
музыки, простых формах, музыкальных
инструментах.
Наличие умений и навыков:
- умение передавать свое впечатление в
словесной характеристике с опорой на
элементы музыкальной речи и средства
выразительности
- зрительно- слуховое восприятие
особенностей музыкального жанра,
формы;
- умение работать с графической
моделью музыкального произведения,
отражающей
детали
музыкальной
ткани и развития интонаций;
- навык творческого взаимодействия в
коллективной работе.
некоторые танцевальные жанры, виды
маршей
Музыкально-слуховое
осознание
средств выразительности в незнакомых
произведениях с ярким программным
содержанием:
П. И. Чайковский, К. Сен-Санс, Э.
Григ, С. С. Прокофьев, М. И Глинка, Н.
А. Римский-Корсаков, А.К.Лядов.
Первоначальные
знания
и
представления
о
музыкальных
явлениях:
народный
фольклор,
выразительные
средства
создания
музыкального образа, соло, тутти,
инструменты
симфонического,
народного, духового оркестров.
Осознание особенностей развития
музыки в народных песнях, в
произведениях с ярким программным
содержанием.
Первоначальные знания и музыкальнослуховые представления:
- об исполнительских коллективах;
- о музыкальных жанрах;
- о строении простых музыкальных
форм и способах интонационнотематического развития.
Музыкально-слуховое осознание и
характеристика жанра и формы в
произведениях разных стилей:
А.Вивальди,
И.С.Бах,
К.В.Глюк,
Ж.Б.Рамо, Г.Ф.Гендель, Д.Скарлатти,
Дж.Россини,
В.Моцарт,
Э.Григ,
К.Дебюсси,
Н.А.Римский-Корсаков,
П.И.Чайковский,
А.П.Бородин,
А.К.Лядов, С.С.Прокофьев, Б.Бриттен.
Устный опрос – проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание
выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение
первичными навыками словесной характеристики.
Письменные задания – умение работать с графическими моделями произведений,
отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и
личностных возможностей учащихся.
Критерии оценивания.
«5» («отлично») - осмысленный и выразительный ответ, учащийся хорошо ориентируется
в пройденном материале, применяет самостоятельно полученные знания; письменное
задание выполнено без ошибок и исправлений; правильно ориентируется в определении
музыкального фрагмента.
«4» («хорошо») – осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не
активен, допускает ошибки; письменная работа содержит до 2-х грубых, а также
небольшие недостатки в оформлении; в определении на слух музыкального материала
допускает ошибки (до 2-х грубых).
«3» («удовлетворительно») – учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в
пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.
«2» («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
УП. Народная художественная культура
Оценка качества освоения учебного предмета «Народная художественная
культура» включает в себя текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию
обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на контрольных уроках.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования.
По итогам тестирования
выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». По окончании освоения учебного
предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии
с программными требованиями.
Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме
письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какуюлибо тему, тестов, интеллектуальных игр. Итоговую аттестацию желательно проводить в
виде тестирования за весь курс обучения.
Критерии оценивания.
5 («отлично») - полный ответ, отвечающий всем требованиям на
данном этапе обучения;
4 («хорошо») - оценка отражает ответ с небольшими недочетами;
3 («удовлетворительно») - ответ с большим количеством недочетов, а
именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении
теоретического материала;
2 («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого
учащегося по данной теме.
УП. Основы музыкальной грамоты
По итогам итоговой аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». По окончании освоения учебного
предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии
с программными требованиями.
Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме
письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какуюлибо тему, тестов, интеллектуальных игр.
Критерии оценивания
5 («отлично») - полный ответ, отвечающий всем требованиям на
данном этапе обучения
4 («хорошо») - оценка отражает ответ с небольшими недочетами
3 («удовлетворительно») - ответ с большим количеством недочетов, а
именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении
теоретического материала
2 («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого
учащегося по данной теме.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Основы музыкальной грамоты - дисциплина практическая, предполагающая
выработку в первую очередь ряда практических навыков.
По окончании ДМШ
обучающийся должен уметь применить свои знания и навыки на практике – уметь
правильно и интонационно точно спеть отрывок, записать музыкальную фразу, тему,
построить и спеть пройденные интервалы и аккорды и т.д.
Механизм оценки:
- Фронтальный опрос;
- Беглый текущий опрос;
- Систематическая проверка домашнего задания;
- Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по
индивидуальным карточкам;
- Контрольные уроки в конце каждого триместра;
- Контрольный срез по всем видам работ в конце учебного года;
- Тестирование на закрепление теоретических знаний;
- Итоговый экзамен.
Примерные формы проведения выпускного экзамена:
Теория:
- устный ответ;
- тестирование;
Практика:
- пение с листа;
- пение наизусть одной из выученных мелодий;
- пение гамм;
- пение интервалов и аккордов в тональности и от звука;
- диктант;
- слуховой анализ.
УП. Хоровое пение
В программе обучения младшего и среднего хоров используются две основных формы
контроля успеваемости - текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет в средний хор и по окончании освоения предмета.
Методы текущего контроля:
- сдача партий в квартетах.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий,
их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового
коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее
выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует
динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами
стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на зачете (академическом концерте);
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценивания.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Таблица 2
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, знание своей партии во всех
произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие на всех
хоровых концертах коллектива
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, активная работа в классе, сдача
партии всей хоровой программы при недостаточной
проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах хора
3(«удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в классе,
незнание наизусть некоторых партитур в программе при
сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте
хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин,
неудовлетворительная сдача партий в большинстве
партитур всей программы, недопуск к выступлению на
отчетный концерт
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения, соответствующим
программным требованиям.
соответствующий
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от
сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального хорового искусства.
УП.Ритмика
Оценка качества освоения учебного предмета "Ритмика" включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется контрольных уроках.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока.
Критерии оценивания
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать
программным требованиям.
Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них
времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки.
Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале
при однотипности задания.
Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5балльная система
оценок. Оценки выставляются по окончании каждого триместра учебного года.
YI.Программа творческой, методической и культурно-просветительной
деятельности школы
6.1. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
(далее программа ТМКД) разрабатывается
Школой на каждый учебный год
самостоятельно, утверждается приказом директора и является неотъемлемой частью
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства, реализуемой в МБОУ ДО «Сюмсинская ДШИ» и отражается в
общем плане работы учреждения в соответствующих разделах.
6.2. Цель программы:
- создание в Школе комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения
высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а также
духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности.
Задачи программы:
- Организация творческой деятельности обучающихся путем проведения мероприятий
(выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих встреч, и др.);
- Организация посещения обучающимися учреждений и организаций сферы культуры и
искусства Удмуртской Республики, а также за пределами её;
- Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ
среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
- Использование в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
- Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
преподавателей образовательного учреждения и родителей (законных представителей)
обучающихся.
-Обеспечение программы учебно-методической документацией по всем учебным
предметам, для самостоятельной работы обучающихся.
- Создание учебных творческих коллективов
- Повышение качества педагогической и методической работы Школы через регулярное
участие преподавателей в методических мероприятиях на уровне школы, зонального
.республиканского МО, за пределами Удмуртии (мастер-классы, конкурсы, концерты,
творческие отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и
методической работы педагогического коллектива Школы, сохранение педагогических
традиций.
6.3. В рамках творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
Школа сотрудничает
с домами культуры, библиотеками, общеобразовательными
школами, дошкольными учреждениями района, школами искусств Удмуртии и др.
учреждениями культуры и искусства .
6.4. Творческая, методическая и культурно-просветительная деятельность обучающихся и
преподавателей Школы осуществляется в счет времени отведенного на внеаудиторную
работу обучающихся.
VII. Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства.
7.1. Требования к условиям реализации данной программы представляют собой
систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых
результатов освоения данной образовательной программы.
7.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности Школа должна создать комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности
обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно
с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств, образовательное учреждение среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства
и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской
Федерации;
эффективного управления Школой.
7.3. При реализации программы со сроком обучения 4 года продолжительность
учебного года с первого по четвёртый классы составляет 39 недель. Продолжительность
учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по четвёртый классы 33
недели.
7.4.В учебномгоду предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в
сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
7.5. Учебные предметы учебного плана осуществляется в форме индивидуальных
занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
7.6. Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
7.7. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение
по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности Школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями,
партитурами,
клавирами,
конспектами
лекций,
аудиои
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному
предмету.
7.8. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программе в области музыкального искусства проводится в форме
выпускных экзаменов по следующим учебным предметам:
1) Основы музыкального исполнительства;
2) Основы музыкальной грамоты;
3) Слушание музыки и Народная художественная культура.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
7.9. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к
библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по
полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых
произведений в объеме, соответствующем требованиям программы.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на
каждые 100 обучающихся.
7.10. Реализация программы
обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей,
имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 30 % в общем
числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной
образовательной программе.
До 10 % от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее
профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими
среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в
соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее
профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 3233 недели - реализация аудиторных занятий,
в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую,
культурно-просветительскую
работу,
а
также
освоение
дополнительных
профессиональных образовательных программ.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна
обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных
программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в
образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности. Педагогические работники Школы осуществляют творческую и
методическую работу.
Школа создаёт условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального
искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепьяно»,
использования передовых педагогических технологий.
7.11. Материально-технические условия реализации программы обеспечивают
возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.
Для реализации программы
минимально необходимый перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
включает в себя:
концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим
оборудованием,
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со
специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или
пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства», оснащены роялем и пианино.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки», «Основы музыкальной грамоты», «Народная художественная
культура», оснащены пианино ,звукотехническим оборудованием, учебной мебелью
(досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены
наглядными
пособиями.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Программы учебных предметов